Лебедев Сергей Александрович

Род. в Свердловске. Окончил филос. ф-т МГУ (1967) и там же - асп. (1971). Работал преп. кафедры филос. Моск. физико-техн. ин-та (1967-1969); асс., ст. преп., доц. ф-та МГУ (1971-1992). С 1992 - проф. кафедры филос. и методол. науки естеств. ф-тов МГУ, с 1992 по 1995 - зав. кафедрой социол., экономики и организации науки ЦСГО МГУ. С 1995 - зав. лабораторией организации и управления наукой Ин-та гос. управления и соц. иссл. МГУ. С 2000 до начала 2006 – зав. кафедрой филос. ИППК ф-та дополнительного образования МГУ, позднее проф. этой же каф. Докт. дисс.- «Механизм и формы взаимосвязи философского и конкретно-научного знания» (1990). Л.- акад. Междунар. академии информатизации. Работы Л. посвящены четырем разделам филос. науки: методологии науки, филос. проблемам математики, взаимосвязи филос. и науки, социол. науки. В обл. методол. науки на примере индукции показана логика развития этого метода познания от античности до наших дней, влияние когнитивного и соц. контекста эпохи на изменение представлений о сущности и возможностях индуктивного метода, обосновывается необходимость различения в совр. методол. науки двух принципиально разл. видов «индукции»: традиц. ее понимания - индукции1 (движения мысли от частного к общему) и совр.- индукции2 (оценка степени частичной выводимости между двумя разл. высказываниями или двумя системами высказываний любой природы). При этом обосновывается их несводимость друг к другу и одинаковая правомерность использования термина «индукция» в обоих случаях. В обл. филос. проблем математики на примере эволюции геометрии раскрыты осн. закономерности развития матем. знания, показана взаимосвязь внутр. (собственно матем.) и социокультурных факторов и, в частности, существенное влияние филос. на развитие математики. В работах Л. иссл. общий механизм и формы взаимосвязи филос. и частнонауч. знания. В качестве внутр. связующего звена филос. и науки выступает такое диалектич., «кентавровое» по своей природе, когнитивное образование, как «филос. основания науки» и «филос. проблемы науки», составляющие спец. предмет иссл. такой обл. знания, как «философия науки». В 90-х гг. иссл. Л. посвящены в основном проблемам социол. науки: роли консенсуса в науч. познании, анализу состояния росс. науки в ходе проводимых в России соц.-экон. реформ, изучению потенциала росс. науки и определению возможностей эффективного участия росс. ученых в междунар. науч. сотрудничестве. Л.- ответственный ред. и автор предисловия электронного изд. уч. пос. «Социология науки. Хрестоматия».

Сочинения:

  • О природе научного познания // Философия и наука. [В соавт.]. М., 1973;
  • Основные философские проблемы современного естествознания. [В соавт.]. М., 1975;
  • Индукция как метод научного познания. М., 1980;
  • Возможности и границы интерналистского и экстерналистского объяснения развития научного знания // В.МГУ. Сер.«Философия». 1992. №3;
  • Механизм и форма взаимосвязи философского и конкретно-научного знания // В. МГУ. Сер.«Философия». 1992. №3;
  • Кризис российской науки и пути выхода из него. [В соавт.] // Социс. 1996. №3;
  • Потенциал научного сотрудничества. [В соавт.] // Системные исследования. Методологические проблемы. 1997;
  • Российская наука и государство накануне XXI века: новый альянс // Роль государства в формировании современного общества. М., 1998;
  • Наука России на пороге XXI века: проблемы организации и управления. [В соавт.]. М., 2000;
  • Основы интеллектуальной собственности - в вузы. [В соавт.] // Высшее образование в России. 2000. №6;
  • Управление научной действительностью (социально-психологические аспекты. [В соавт.] // Там же. 2001. №1;
  • Философия. Университетский курс. М., 2003;
  • Философия современного естествознания. М., 2004;
  • Философия науки. Общий курс. Учебник. М., 2004;
  • Основы философии науки. Учебник. М., 2004;
  • Философия науки. Словарь основных терминов. М., 2004.