Синьковский Дмитрий Николаевич

Родился в селе Синьково Дмитровского уезда Московской губернии. После окончания Переяславской семинарии в 1760 г. поступил в Московский университет, где слушал философские лекции И.Г. Фроманна, юридические Ф.Г. Дильтея, филологические А.А. Барсова. По окончании ун-та он был определен преподавателем истории и географии, но через два года обстоятельства вынудили его покинуть Москву и переехать в Переяславль, где он стал учителем латинского языка. В 1776 г. С. возвратился в Москву и был определен учителем латинского и греческого языков в ун-ских гимназиях. Успешно выдержав экзамен на степень магистра свободных наук в 1786 г., он был произведен в звание экстраординарного профессора логики и нравственной философии, а через три года стал ординарным профессором философии. В 1787 г. С. получил чин коллежского асессора. Как отмечают "Объявления о публичных учениях в Императорском Московском университете, преподаваемых в университете и обеих гимназиях оного", С. с 1787 г. читал в обеих гимназиях "правила логики и моральной философии по руководству Гейнекциевых оснований умственной и моральной философии", а с 1791 г., говорится в "Объявлении...", С. "по прочтении истории философии на российском языке преподавать будет умственную философию им самим сочиненную, а нравственную по руководству Гейнекциеву". Преподавательская деятельность С. продолжалась недолго: в 1792 г. из-за повторяющихся болезненных припадков он был вынужден прекратить работу.

Подготовленная им в 1789 г. для торжественного собрания речь "Слово о вероятном познании нравов человеческих по некоторым знакам" из-за болезни не была им прочитана. В этой речи он подчеркивал необходимость познания самого себя, своих душевных сил, ссылаясь при этом на Фалеева. Познав себя, писал он, легче познать и других. А в познании других необходимо обращать внимание на выражение лица, походку, отношение к родителям и домашним и другие наружные приметы, что и делали при отборе своих учеников Сократ и Пифагор. С. пишет: "Плиний старший говорит: сердце наше обитает в очах; и по мнению также самого Цицерона, лицо и чело есть дверь души нашей, а глаза суть указатели мыслей". Ссылается он также и на церковных писателей, которые по наружным признакам узнавали душу.

С. принадлежит переводы с латинского языка двух учебников Баумейстера: "Метафизики" и "Нравоучительной философии". Он подготовил также с многочисленными исправлениями и дополнениями "Полный латинский Геснеров лексикон с российским переводом...", изданный уже после его смерти в 1796 г.

Литература:

  • Биографический словарь профессоров и преподавателей императорского Московского университета... Т. 2. М., 1855.
  • Речи, произнесенные в торжественном собрании императорского Московского университета русскими профессорами оного, с краткими их жизнеописаниями. Ч. 2. М., 1820.