Титаренко Александр Иванович

Отец - фронтовик, военнослужащий, родом с верхнедонских земель, из казаков. Мать - домохозяйка, родом из Вологодской области. Семья проживала в одном из арбатских переулков, в коммунальной квартире, в скромном достатке.

Детство пришлось на трудные военные годы. Учился в мужской средней школе г. Москвы, закончил школу в 1950 году. Очень рано проявил интерес к знаниям, книге и философии. Все свободное время проводил в юношеском читальном зале Ленинской библиотеки, которая была не далеко от дома.

Поступил на философский факультет МГУ в 1950 г., окончил его в 1955 г. Титаренко А.И. был признанным лидером студенческой группы, пользовался уважением и любовью товарищей. В его окружении были такие талантливые и впоследствии широко известные ученые, профессора МГУ, как Богомолов А.С., Каримский А.М., Тажуризина З.А. и многие другие.

По окончании университета сначала работал в Калужском педагогическом институте, был избран секретарем комсомольской организации института. Впоследствии переехал в Москву и работал редактором Фотохроники ТАСС. В 1959 г. поступил в аспирантуре философского факультета МГУ, в 1960 году, продолжая работу над диссертацией, стал младшим научным сотрудником кафедры истории марксистско-ленинской философии.

В 1961 г. Титаренко А.И. защищает кандидатскую диссертацию на тему “Критика современной прагматистской фальсификации философии марксизма (в США)”. Несколько лет спустя, в 1968 г. защищает докторскую диссертацию на тему “Проблема нравственного прогресса и некоторые англо-американские идеалистические концепции”. В 1970 г. он получает ученое звание профессора. В тот же год он становится профессором кафедры этики МГУ, а с 1981 г. - заведующим этой кафедры.

В преподавательской деятельности Титаренко А.И. продолжал просветительские, интеллектуальные и гуманистические традиции профессоров Московского Университета. Убежденно и увлекательно читал студентам курс лекций по этике, студентам и аспирантам - авторские спецкурсы “Критика антигуманизма в этике” и “Исторические структуры нравственного сознания”, выступал с докладами перед широкой научной общественностью.

Многие годы он являлся членом Экспертного Совета ВАК, председателем Ученого совета при Московском Университете по защите докторских и кандидатских диссертаций по этике, истории философии, религиоведению, эстетике, членом Президиума Общества “Знание” СССР.

Подготовил более 30 кандидатов философских наук, был научным консультантом и идейным вдохновителем более 10 докторов философских наук. Непосредственно под его влиянием и при его поддержке создавались этические центры в Азербайджане, Грузии, Дагестане, на Украине, в Белоруссии, в Тюмени, Петербурге, Воронеже, Саранске, Владимире и других городах нашей страны.

Титаренко А.И. внес неоценимый вклад в становление и упрочение научных контактов с этиками США. Болгарии, Германии, Польши, Югославии, Венгрии, Китая. При его были созданы многие коллективные труды по этике совместно с иностранными учеными. Многократно участвовал в самых заметных научных конференциях, симпозиумах, конгрессах в Москве, Софии, Берлине, Пекине, Амстердаме, Будапеште, Вильнюсе, Дубровнике, Гаване. Титаренко А.И. был членом Союза журналистов, Президентом Международной Этической Ассоциации (1991-1993), членом Международного Гуманистического и Этического Союза, лауреатом венгерской медали им. Этвеша.

Титаренко А.И. стимулировал развитие этической теории в нашей стране, создал основы для таких новых и перспективных направлений в отечественной этике, как история нравственности, психология морали, феноменология морального сознания, теория нравственного прогресса, взаимодействие идеологии и нравственности, взаимоотношение политики и морали, изучение структур морального сознания, этическое прогнозирование и управление нравственными процессами, можно сказать, оставил целую школу, занимался методологическими проблемами этической теории.

А.И. Титаренко - редактор и основной автор первого учебника по этике - “Марксистская этика”. М., 1974, вышедшего вторым изданием в 1980 и третьим изданием - в 1984 году. Вследствие этого появилась возможность преподавать этику в высших учебных заведениях страны, вырос авторитет этической науки. Учебник переведен на китайский, арабский, испанский, английский, монгольский, португальский, немецкий, словацкий, чешский, болгарский языки и тем самым приобрел международную известность.

Сочинения:

  • “Прагматический лжемарксизм”. М. 1961;
  • “Критерий нравственного прогресса. Критические очерки” М. 1967;
  • “Нравственный прогресс”. М. 1969;
  • “Мораль и политика. Критические очерки современных представлений о соотношении морали и политики в буржуазной социологии”. М. 1969;
  • “Структуры нравственного сознания. Опыт этико-философского исследования”. М. 1974;
  • ”Антиидеи. Опыт социально-этического анализа”. М. 1974, второе издание М. 1984;
  • “Нравственные основы общения”. М. 1979.