Выездная школа культурологов в Санкт-Петербурге

3-4 декабря 2022 года студенты образовательной программы «Прагматика и менеджмент культуры (Арт-менеджмент)» приняли участие в традиционной декабрьской выездной школе в г. Санкт-Петербург. Как и в прошлые годы, площадкой первого дня занятий стали фонды и залы нашего партнера – Государственного Эрмитажа. Занятия вела с.н.с. отдела западноевропейского изобразительного искусства Зоя Владимировна Купцова.

Первая половина дня субботы была посвящена знакомству с фондами Реставрационно-хранительского центра в Старой деревне. О том, как реставрируют изделия и произведения из дерева, нам рассказал руководитель лаборатории научной реставрации мебели Владимир Александрович Градов.

Главной темой занятий второй половины дня стало завершение одного из этапов большого проекта по исследованию и реставрации ранней итальянской живописи XIII–XV веков из собрания Эрмитажа. Напомним, что недавним итогом проекта стало возвращение на постоянную экспозицию картины Симоне Мартини «Благовещение», созданной около 1330 г. и хорошо знакомой студентам-культурологам по творчеству Петрарки. Живя в то время в Авиньоне и работая для папы римского, он создал уникальный синтез французской готики и сиенской («греческой») иконописной традиции. А дружба с Петраркой и работа над портретом Лауры, до нас не дошедшим, сделала его художником, заложившим основы европейского портретного жанра. В отличие от триптиха из галереи Уффици, эрмитажное «Благовещение» представляет сцену явления Архангела лишь частично: в Санкт-Петербурге хранится правая створка складня с изображением Мадонны, тогда как левая находится в Национальной галерее искусства (Вашингтон, США). О переводе на холст и реставрации картины нам рассказала З.В. Купцова; итог работы можно оценить самостоятельно (см. фото).

В пояснение добавим, что этот проект – часть выставки «Искусство Средневековья. Шедевры из Национальной галереи Умбрии», проходившей в 2021 г. в Зимнем дворце и организованной Государственным Эрмитажем совместно с Национальной галереей Умбрии (г. Перуджа). Этот проект продолжается и сегодня. По словам З.В. Купцовой, обмен выставками произведений, которые исключительно редко покидают постоянное музейное пространство, позволил заново оценить коллекцию раннего итальянского искусства в Эрмитаже.

Завершением мероприятий первого дня стало знакомство с н.с. отдела реставрации темперной живописи Ириной Павловной ГЕФДИНГ, посвятившей нас в детали своего ремесла.

Подробнее о реставрации «Благовещения»

Мероприятия второго дня включали занятия в Государственном русском музее. Студенты посетили экспозицию Михайловского (Инженерного) замка, побывали  в домовой церкви Архангела Михаила – первом помещении замка, отданным Русскому музею для экспозиции. Составили впечатление о коллекциях «Петербургское общество эпохи Романовых», портретной галерее «Лица России», парадных залах замка. А также познакомились с экспонатами временных выставок: «Петербург Михаила Махаева», «Петр I – коллекционер. Скульптура летнего сада из собрания Русского музея», «Наум Могилевский. Скульптура и графика»,  а также «Рисунки и акварели. XVIII век».

Учебные занятия провела с.н.с. отдела живописи XVIII – первой половины XIX веков, хранитель фонда Русского музея Елена Игоревна Столбова.

В выездной школе принимали участие: проф., почетный член РАХ М.И. Свидерская, научный руководитель отд. культурологии доц. Д.А. Лунгина, с. н.с. кафедры ИТМК Л.И. Чаковская, координатор спецпроектов музея-усадьбы «Архангельское» Ю.А. Балдина, н.с. ИМЛИ Ю.С. Патронникова, студенты бакалавриата и магистратуры.

доц. Д.А. Лунгина